Интенсивное развитие цифровых технологий изменяет облик мировой экономики. Многие компании стремятся перенести свои бизнес-процессы в цифровую среду, чтобы увеличить объемы продаж и снизить трансакционные издержки. Однако для реального повышения эффективности коммерческой деятельности важно использовать настоящую цифровую трансформацию, отличая ее от схожего понятия цифровизации. В рамках этого явления предприниматели могут создавать и распространять действительно ценные для клиентов продукты.

    Цифровизация и цифровая трансформация: ключевые различия

    Цифровизация – это применение оцифрованной информации для упрощения устоявшихся методов работы. Такой подход позволяет прокачать бизнес, т.е. повысить рентабельность предприятия и значительно сократить расходы. Но он не дает возможности отстроиться от конкурентов. Компания сохраняет традиционность выпускаемого продукта, производственного процесса и каналов сбыта. Иными словами, цифра оптимизирует деятельность экономического субъекта, но не делает его доминантом рынка.

    Цифровая трансформация – это глубокое внедрение digital-технологий с целью изменения бизнес-стратегии, маркетинговых подходов, корпоративной культуры, клиентского опыта, внешних коммуникаций. Она позволяет перейти на качественно иной уровень ведения бизнеса, открыть новые потоки поступления доходов. Данный процесс обычно сопровождается разработкой цифровой платформы для взаимосвязи с другими участниками рынка. В результате предприятие выгодно выделяется среди конкурентов: его продукт гораздо интереснее для потребителей, а производство и сбыт проходят намного успешнее.

    Характерные особенности цифровой трансформации

    1. Ориентация культуры на цифровые технологии

    Каждый аспект бизнеса должен рассматриваться с позиции цифровой ценности. Предприниматель может разрабатывать собственные цифровые решения для разных целей – автоматизации стереотипных операций, снижения производственных затрат, улучшения клиентского сервиса и т.д.

    Специально для обозначения такой политики исследовательская компания Gartner ввела термин Continuous Next. Это особое мышление, при котором компании становятся гибкими к изменениям и постоянно изыскивают пути цифрового развития.

    2. Дизайн-мышление

    Под этим понятием понимается творческий подход к генерации и реализации идей. Главная задача метода состоит в том, чтобы выйти за рамки стереотипов и создать что-то по-настоящему ценное для потенциальных клиентов.

    Перед переходом к цифровой трансформации нужно провести общее собрание всех заинтересованных лиц (руководства, менеджеров, пользователей) для определения проблем, целей, возможностей и дальнейшей разработки жизнеспособных решений. Готовую идею желательно протестировать в ходе дизайн-спринта.

    3. Эффективное управление персоналом

    При создании любого цифрового решения необходимо учитывать сомнения и страхи каждого сотрудника. В противном случае диджитализация может вызвать корпоративный хаос, ведь она изменяет привычные роли работников. Внедрение должно проходить постепенно, с обязательным устранением опасений коллектива.

    4. Упор на данные

    Большинство инициатив цифровой трансформации концентрируется вокруг данных. Именно поэтому успех внедрения, в первую очередь, зависит от знаний предпринимателя об их местонахождении, возможностях обогащения, способах применения аналитики и искусственного интеллекта.

    5. Нацеленность на качество

    Главная задача диджитализации – повышение качества бизнеса, в частности предлагаемых товаров или услуг, опыта персонала, имиджа организации. Для поддержания высокого уровня качества необходимо реализовывать проект последовательно, проверять результаты на каждом этапе внедрения, совершенствовать используемые процедуры, делать тонкие настройки и повороты.

    Цифровая трансформация в перспективных отраслях бизнеса

    Строительство

    В строительной промышленности цифровые технологии наиболее активно внедряются в проектирование. Новым стандартом для проектов зданий становится BIM-модель, выполненная в трехмерном пространстве. Будущий объект со всеми его узлами и коммуникациями «оживает» на экране, чтобы клиент мог визуально оценить его с точки зрения качества и надежности. При этом подходе заказчик становится полноправным участником строительства: он может вносить коррективы в течение всего процесса работы.

    Для строительных компаний BIM-модель – лишь цифровизация, поскольку она способствует снижению ошибок всего на 5-10%. Для проектировщиков же эта технология является цифровой трансформацией: отказ от плоских чертежей существенно сокращает время и расходы на разработку проекта.

    Автомобилестроение

    Прочность и безопасность каждого авто проверяется с помощью краш-тестов. Иногда для выявления всех слабых мест модели приходится разбить не один десяток машин. Для уменьшения количества натурных испытаний вместо реальных ТС используются их цифровые двойники, а автомобиль с конвейера берется только на финальное тестирование.

    Для автомобильного концерна это цифровизация, которая помогает снизить временные и финансовые затраты на испытания. Для компаний, занимающихся краш-тестами, это цифровая трансформация, позволяющая успешно превзойти конкурентов.

    Банковская система

    Для эффективного обслуживания клиентов крупные банки используют call-центр. Часто его работа автоматизируется посредством искусственного интеллекта: приемом входящих звонков занимаются не сотрудники, а роботы.

    Для самих банков софт для автоматизации колл-центра становится цифровизацией. Таким образом они сократят штат операторов и расходы на оплату их труда, но не победят конкурентов. Для поставщика услуг call-центра данное решение будет цифровой трансформацией, которая сделает его лидером в своем секторе.   

    Заключение

    Для правильного выбора стратегии цифровой трансформации необходимо следить за современными digital-трендами, изучать действия конкурентов, проводить скаутинг проектов и стартапов в собственной нише бизнеса. План работы по диджитализации должен регулярно корректироваться с учетом появления новых впечатляющих технологий.