Технологии помогают бизнесу оставаться гибким и сохранять конкурентоспособность даже в текущих условиях. Рассказываем, какие подходы к цифровой трансформации и конкретные ИТ-решения будут пользоваться популярностью в ближайший год. Юрий Гизатуллин, СЕО IT-компании Tiqum.

    Несколько лет назад компания Accenture представила в Давосе новую модель лидерства. Она включала пять составляющих: вовлечение заинтересованных сторон, эмоции и интуицию, миссию и ценности, технологии и инновации, а также интеллект и проницательность. Уже тогда важнейшим качеством бизнес-лидера называли технологическое видение: по данным KMDA, еще в 2020 году 64% российских компаний считали автоматизацию и цифровую трансформацию необходимостью для развития бизнеса.

    С начала 2022 года технологии и вовсе приобрели ключевое значение для отечественных организаций. Цифровая трансформация стала для них возможностью сохранить устойчивость и конкурентоспособность тогда, когда в стране закрылось на 14% больше компаний, чем открылось — всего 280 200 организаций. Технологии помогали бизнес-лидерам принимать более взвешенные решения на основе данных, планировать бизнес-процессы в условиях неопределенности — в том числе цепочки поставок — а также управлять кадрами даже в удаленном режиме.

    Чтобы оставаться в повестке, бизнес-лидеры начали повышать свои цифровые компетенции и развивать стратегическое видение в области технологий. Рассказываем, на что им стоит обратить внимание в 2023 году.

    Формирование цифровой культуры

    Руководители готовы вкладываться в технологии и «цифру». 100% участников недавнего опроса «S+Консалтинг» признали, что цифровая трансформация бизнеса остается для них актуальной, 53% — что повысили бюджеты на ее реализацию в сравнении с прошлым годом. Почти в каждой российской компании уже так или иначе запущены процессы цифровизации, автоматизации, стандартизации. Но далеко не всегда внедрение технологий приводит именно к тем результатам, которые ожидают бизнес-лидеры. Не меняется и неутешительная статистика: «взлетает» всего 30% проектов цифровой трансформации.

    Ошибка многих российских бизнес-лидеров в том, что далеко не всегда автоматизация сопровождается соответствующими организационными изменениями. Мало кто из них задумывается о том, как сформировать в компании цифровую культуру — которая, кстати, является основой и ключевым звеном любой цифровой трансформации.

    Такая культура, по моему мнению, должна базироваться на трех ключевых принципах управления бизнесом (их составил еще Джон Рокфеллер более 100 лет назад):
    – Стратегия с описанием ключевых приоритетов. Единая стратегия помогает сотрудникам на всех уровнях бизнеса двигаться в одном направлении и корректировать рабочие процессы и список задач с учетом приоритетов компании. Если в организации нет «дорожной карты» цифровой трансформации — это чревато превышением бюджетов, затягиванием сроков ИТ-инициатив и откладыванием их в долгий ящик.

    Данные — это главный актив любой компании, которая занимается цифровой трансформацией. Ими нужно управлять на всех уровнях бизнеса.

    Контрольные мероприятия. Где фокус внимания — там и результат. Джон Рокфеллер ежедневно проводил встречи с топ-менеджерами Standard Oil, чтобы скорректировать направление развития компании. Успешная цифровая трансформация невозможна без совместной работы с сотрудниками и открытого диалога. Цифровая культура делает компанию более системной, управляемой и адаптивной. Команда понимает, в каком направлении движется компания, а руководители — как сделать это движение быстрее и проще для сотрудников. В конечном счете это не только повышает эффективность проектов цифровой трансформации в бизнесе, но и повышает ее стоимость и привлекательность на рынке.

    Читать далее...