CRM (Customer Relationship Management) - это процесс, в ходе которого бизнес управляет своим взаимодействием с клиентами, реализованный, как правило, в виде специализированного программного обеспечения – CRM-систем.

    CRM-системы используются менеджерами для введения данных о клиентах и сделках с ними, также данные могут дополняться с различных каналов связи, включая веб-сайт компании, телефон, электронную почту, маркетинговые материалы и, в последнее время, социальные сети. Они позволяют компаниям больше узнать о своей целевой аудитории и о том, как наилучшим образом удовлетворить их потребности, тем самым удерживая клиентов и стимулируя рост продаж. CRM может использоваться с прошлыми, настоящими или потенциальными клиентами. СРМ системы используются в разных отделах компаний: в отделе продаж они помогают продавать и доводить клиента до сделки, в hr-отделе они помогают работать с кандидатами (есть даже отдельный подтермин HRM – Human Relationship Management). Вне зависимости от сферы применения CRM-системы существенно увеличивают производительность отдела.

    В качестве примера, приведем самые популярные:
    ✔️Для небольшого бизнеса: Битрикс24, amoCRM
    ✔️Для продаж: Salesforce
    ✔️Для крупного бизнеса: Terrasoft, Microsoft Dynamics 365