Чат-боты представляют собой программы, автоматизирующие взаимодействие с пользователями. Обычно общение ведется по заданному сценарию, но есть и полностью обучаемые системы, работающие при помощи искусственного интеллекта.

    Использование ботов для общения с клиентами позволяет снизить затраты на персонал, а также быстро и круглосуточно обрабатывать заявки. Разработку упрощает факт, что большинство запросов от пользователей типичны и их легко обработать.

    Использование чат-ботов открывает следующие возможности:

    - дополнительный канал продаж в мессенджерах

    - сбор информации о потребностях пользователей и их контактов

    - обратная связь в любое время суток

    Чат-боты постоянно развиваются и пользователи все охотней общаются с ними. Ведь клиенты всегда ожидают быстрый ответ на их вопрос, что возможно только с использованием автоматизированных систем.

    Написание чат-бот или создание при помощи конструктора

    С развитием маркетинга в мессенджерах, увеличилась потребность в чат-ботах. Создать их можно двумя способами:

    - написать вручную

    - воспользоваться конструктором

    Самописный чат-бот

    Написанный самостоятельно чат-бот имеет неограниченные возможности при работе с мессенджером. Чаще всего в стандартный функционал входит панель администрирования, интеграция с внешними ресурсами и система ведения структурированных или неструктурированных диалогов.

    Под структурированными диалогами понимается общение с пользователями с помощью команд по заранее запрограммированному алгоритму. Такая модель удобна при реализации:

    - ответов на типовые вопросы

    - просмотра списка услуг или товаров

    - записи на прием и прочих целей

    Неструктурированные диалоги значительно сложнее в реализации, так как в основе лежит обработка естественного языка на основе машинного обучения. Такие боты анализируют вопрос и генерируют уникальный ответ. С помощью них можно решить техническую проблему пользователя, общаться на различные темы и решать прочие задачи.

    Для реализации самописного чат-бота необходима следующая IT-инфраструктура:

    - хостинг

    - сервер

    - база данных

    Самописные чат-боты используются в ритейлеровских компаниях, банках, провайдерах и прочих организациях. Они позволяют проводить полноценные консультации пользователей, соблюдая внутренние требования безопасности и правила хранения персональных данных. Администратор сервиса может принимать заказы, вносить настройки и выполнять прочие действия.

    Стоимость самописных чат-ботов зависит от их функционала и сложности реализации. Фрилансеры могут выполнить заказ до 150$, в то время, как IT-компании берут за простую реализацию не ниже 250$. Если необходимо интегрировать систему со сторонними сервисами, например с платежными системами, складским учетом и прочими, ценник может превысить 1000$.

    Самая сложная и дорогостоящая часть системы – обработка естественного языка. Самые сложные чат-боты могут работать с голосом. Сроки разработки также зависят от сложности реализации. Студии создают простые боты примерно за неделю, фрилансеры – примерно в 2 раза дольше. Если требуются самообучающие чат-боты, разработка может затянуться до полугода.

    Преимущества:

    - интеграция со сложными сервисами

    - возможность работы с любой платформой

    - пользовательский интерфейс и функционал в соответствии с требованиями

    - быстрое исправление недочетов и добавление новых функций

    Недостатки:

    - высокая стоимость

    - необходимость поддержки сервера и хостинга

    - долгий срок реализации

    Чат-бот на конструкторе

    Использование конструкторов значительно ускоряет и снижает стоимость создания чат-бота. При наличии опыта, возможно получить готовый продукт за 1 день. Даже для реализации самых сложных проектов не потребуется более 1 месаца. При этом не требуются знания программирования и различных технологий. Некоторые сервисы даже предоставляют ограниченный бесплатный функционал, которого достаточно для написания простых ботов.

    Функционал готового чат-бота ограничивается возможностями платформы. Однако некоторые площадки предоставляют даже сервис обработки естественного языка. За дополнительную плату можно получить возможность интеграции со сторонними сервисами. Большинство сервисов предоставляют учебные материалы и подробную статистику всех действий чат-бота. В целом функционала конструкторов достаточно для мелкого и среднего бизнеса

    Преимущества:

    - быстрый старт и обучение

    - возможность бесплатного создания

    - простота реализации и обслуживания

    Недостатки:

    - затруднен переход на другой сервис

    - ограниченное количество мессенджеров

    - невозможно создать нестандартное решение

    - при перебоях в работе сервиса, чат-бот прекращает действие

    При выборе самописного чат-бота или использования конструктора, следует определить функционал продукта, возможный бюджет и прочие параметры. Если инвестиции оправдают себя, то лучше заказать разработку с нуля, в противном случае можно воспользоваться конструктором.