Быстро, недорого, рискованно: метод гипотез для получения обратной связи о продукте

    Стартапы тратят огромные средства на разработку MVP (минимального жизнеспособного продукта), однако зачастую это приводит к финансовым потерям. Хорошей альтернативой является RAT-подход, позволяющий упростить, удешевить и ускорить процесс проверки гипотез и сбора обратной связи. Этой методикой уже успешно воспользовались интернет-гиганты Airbnb и Zappos.

    Создание «скелета продукта»

    Рик Хайам, возглавлявший разработку Skyscanner – сервиса для быстрого поиска авиабилетов, в 2016 г. провозгласил смерть MVP из-за появления RAT-подхода как более эффективной альтернативы. В американском ИТ-издании «Hacker Noon» он пояснил, что классический способ тестирования гипотез стал неработоспособным, так как многие стартапы не умеют им правильно пользоваться и не получают релевантный фидбек.

    Хайам рекомендует разрабатывать упрощенную версию продукта для проверки рискованных предположений.

    Основные проблемы MVP

    Как полагает Хайам, создание комплексного продукта со значительными временными и финансовыми затратами – ошибочный путь, при котором фокус смещается с конечной цели – тестирование идеи. При этом многие функции так и не получают реализации в итоговой версии продукта, поскольку собрав фидбек, разработчики часто отказываются от запуска ряда фич. В итоге получившийся MVP может выглядеть впечатляюще и быть дорогостоящим, но совершенно нефункциональным.

    Хайам не рекомендует чрезмерно вкладываться в создание MVP, ведь оценка жизнеспособности идеи – лишь один из промежуточных этапов, позволяющий понять, достойна ли выявленная проблема решения. Серьезные инвестиции – не гарантия рыночного успеха и популярности продукта среди пользователей, вот почему Хайам советует разрабатывать «скелет продукта» для тестирования идей с минимальными временными и денежными затратами.

    Разработку MVP могут себе позволить крупные интернет-компании. В частности, по оценкам экспертов Instagram затратил на это $100-300 тыс. и от 3 месяцев до полугода, Facebook – около $500 тыс. и 9 месяцев, а у Uber ушло $1-1,5 млн.

    RAT-подход оптимален для небольших компаний, не располагающих финансами и временем, необходимыми для длительного и дорогостоящего тестирования, но заинтересованных в получении прибыли и минимизации убытков.

    RAT-подход: 3 этапа

    Эта методика базируется на быстрой проверке гипотез и отбрасывании лишней информации. Если идея подтвердится, можно без промедления переходить к следующему этапу, если нет – можно перейти к проверке следующей гипотезы, не тратя время и силы на создание ненужного продукта.

    Сначала следует выявить наиболее рискованное предположение, а потом быстро и недорого протестировать его. При этом можно ориентироваться на поэтапную стратегию, созданную Р. Холлом – руководителем компании MindSea, разрабатывающей мобильные приложения.

    Этап 1: Заполните Lean Canvas

    Здесь подразумевается создание короткого одностраничного бизнес-плана. Чтобы заполнить шаблон, потребуется дать ответ на ключевые вопросы:

    - кто является целевой аудиторией продукта;

    - для решения каких проблем он предназначен;

    - в чем заключается его уникальность;

    - в какую сумму обойдется его создание;

    - как он будет приносить прибыль.

    Этап 2: Выберите самую рискованную идею

    Данная стадия позволяет оценить перспективность продукта и готовность клиентов покупать его.

    Этап 3: Проведите эксперимент и проанализируйте результаты

    Экспресс-проверка гипотезы позволит быстро перейти к оценке следующей идеи.

    Применение RAT на практике

    При правильном использовании MVP-подхода он мало отличается от RAT. Выдвижение рискованных гипотез без затрачивания кучи времени, денег и сил на детальное продумывание идеи, с использованием имеющихся ресурсов и быстрым получением результатов сегодня практикуют многие компании.

    Пример Airbnb

    Зарождение идеи: в 2008 г. два будущих дизайнера Б. Чески и Д. Геббиа, в то время учившиеся в колледже, поселились в Сан-Франциско, но съём жилья оказался для них слишком дорогостоящим. Наудачу в то время мегаполис стал местом проведения крупной конференции, свободных мест в гостиницах не осталось, потому ее участники были вынуждены соглашаться на любой вариант. Приятели приобрели надувные матрасы и начали сдавать желающим спальные места в своей гостиной.

    Гипотеза: найдутся желающие оплатить спальное место в чьем-то доме

    Проверка: Чески и Геббиа продавали возможность переночевать у себя по 80 долларов за ночь. В цену входил приготовленный хозяевами завтрак, а приятным бонусом стала возможность пообщаться с ними. Для нахождения клиентов они создали сайт, положивший начало сервису Airbnb, стоимость которого на сегодняшний день достигает 31 млрд. долл.

    Пример Zappos

    Зарождение идеи: В 1999 г. Ник Свинмерн не смог подыскать подходящие кроссовки в обычном магазине и решил создать сайт для торговли обувью через Интернет. В то время электронная коммерция была еще неразвита, так что его поступок был достаточно рискованным.

    Гипотеза: покупка обуви в Интернете окажется популярной.

    Проверка: в момент запуска интернет-магазина ShoeSite.com Свинмерн не имел ни обувного склада, ни самой продукции, поэтому он сделал фото обуви в обычном магазине и поместил их на сайте. После оформления покупателем заказа Ник приобретал нужный продукт и посылал ему. Со временем сайт преобразовался в обувного интернет-гиганта Zappos.

    Вывод

    RAT – не единственная достойная альтернатива MVP-подходу, к которому у предпринимателей было немало претензий. Универсального решения в этой сфере нет, ведь многое определяется целями конкретного стартапа, однако RAT-подход позволит не допустить самых частых ошибок и поможет сэкономить на разработке.