Любой стартап начинается с появления идеи, но она не всегда становится успешной. Для проверки ее правильности на начальных стадиях работы используется MVP (Minimum Viable Product) – минимально жизнеспособный продукт. Он выступает тестовой версией товара или услуги: его функционал ограничен, но достаточен для привлечения первых пользователей.
Такой подход позволяет получить обратную связь от целевой аудитории и понять, в каком направлении двигаться дальше. Если же гипотеза окажется нерабочей, MVP поможет выявить ошибки и сократить финансовые убытки.
Понятие и преимущества MVP
Суть концепции MVP состоит в том, что предприниматель выпускает реальный продукт и поставляет его на рынок. При этом продукт наделяется функциями, которые необходимы для базового воплощения идеи и удержания потребителей. В дальнейшем компания следит за поведением людей, использующих тестовую версию, и на основании этого дорабатывает гипотезу с учетом пользовательских предпочтений или отказывается от нее в случае отсутствия спроса.
Реализация MVP в бизнес-стратегии способствует:
- проверке проекта на реальных данных без больших затрат времени и ресурсов;
- уменьшению стоимости разработки за счет отказа от второстепенных функций;
- снижению расходов и рисков при вводе нерабочей идеи;
- получению прибыли еще до завершения процесса создания продукта;
- определению неучтенных потребностей аудитории;
- формированию клиентской базы до полномасштабного запуска стартапа;
- привлечению инвесторов, получению возможностей для краудфандинга.
Итак, MVP помогает предпринимателю убедиться в наличии рыночного спроса на предлагаемый продукт без серьезных денежных вложений и трудозатрат.
Основные виды MVP
К разновидностям MVP, обладающим высокой достоверностью, относятся:
1 MVP Флинстоуна.
Этот метод получил свое название в честь персонажа одноименного мультфильма, создававшего видимость езды на автомобиле. Он основывается на имитации функционала, который никак не реализован технически. Задача экономического субъекта состоит в том, чтобы убедить пользователей в работоспособности продукта.
Ярким примером является интернет-магазин Zappos. Его основатель Ник Свиммерн публиковал на своем сайте фотографии разной обуви, хотя не имел ее в наличии. Когда кто-то делал заказ, владелец просто приобретал необходимую пару в магазине и отправлял ее покупателю. Так ему удалось доказать жизнеспособность идеи продаж в интернете, не тратя деньги на закупку товара и аренду склада для хранения.
2 Разрозненный MVP.
Такой подход актуален для идей, не требующих разработки уникального программного обеспечения. Вместо него используются готовые инструменты, которые объединяются и преподносятся в одном интерфейсе. К созданию специализированного ПО же прибегают только после получения отклика пользователей и достижения первых финансовых результатов.
Именно так происходило становление сервиса для покупок Groupon. Вначале он работал на платформе Wordpress, а связь с клиентами осуществлялась через электронную почту. По мере возрастания популярности были разработаны социальные плагины, email-рассылка, автоматизация пользовательского взаимодействия, мобильное приложение.
3 Консьерж MVP.
Данная концепция реализуется в онлайн сервисах, которые автоматизируют взаимодействие с пользователями. Изначально услуги оказываются вручную, без использования инструментов автоматизации.
Эффективность метода была доказана Чаком Темплтоном в конце 90-х годов. Он создал сайт бронирования, но не стал сразу вкладываться в технические системы, а бронировал столы в ресторанах вручную. Это помогло ему изучить целевую аудиторию и оценить востребованность своего предложения.
4 Продукт с одним параметром.
Этот подход применяется для продуктов с минимальным набором функций (обычно с одной). Таким образом удается сегментировать целевую аудиторию и проанализировать ее реакцию.
К методике прибегали основатели музыкального приложения Spotify Мартин Лорентсон и Даниэль Эк. В 2006 году они запустили сервис с функцией потоковой передачи музыки. Сейчас же их проект сотрудничает с крупными студиями звукозаписи, а количество активных пользователей доходит до 50 млн.
Порядок создания MVP
Для каждого бизнеса существует своя схема реализации MVP, учитывающая тип предлагаемого продукта, рыночную ситуацию, возможности команды и т.д. Однако есть и универсальная инструкция, которая состоит из таких этапов:
1 Формулирование основных принципов MVP.
Перед началом работы нужно провести общее собрание сотрудников, участвующих в процессе создания. На обсуждение выносится ряд важных тем:
- как потратить минимальное количество времени и ресурсов на проверку бизнес-идеи;
- какие каналы использовать для получения обратной связи от аудитории;
- где проводить предпродажу;
- какие инструменты применять для продвижения продукта.
Принятые решения необходимо занести в протокол собрания. Ими будет пользоваться вся команда.
2 Постановка цели продукта.
Чтобы коммерческое предложение стало востребованным, оно должно решать конкретную проблему клиентов. Следует четко определить, какую ценность продукт принесет потребителям, почему им нужно его купить. Обозначенная задача будет отправной точкой дальнейшей разработки.
3 Подбор узкой целевой аудитории.
Никакой проект не сможет удовлетворить потребности всех людей. У каждой ниши бизнеса есть своя аудитория. Ее подробный портрет и нужно составить, указав пол, возраст, образование, сферу деятельности, уровень доходов, привычки, хобби и т.д.
4 Определение конкурентов.
Даже самая интересная идея может оказаться неуникальной, поэтому необходимо тщательно исследовать рынок на предмет наличия конкурентов. Если таковые присутствуют, следует изучить их УТП, используемые стратегии, объемы продаж, финансовые и маркетинговые цели. Чужой опыт может стать полезным при развитии собственного проекта.
5 Проведение SWOT-анализа.
Метод стратегического планирования помогает выявить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы идеи. Каждый пункт описывается предельно кратко, чтобы его могли понять все члены команды.
6 Построение карты пути пользователя.
User flow (карта пути) – это последовательный перечень действий, которые клиент выполняет при покупке продукта. Этот «маршрут» должен быть быстрым, простым и удобным. Он позволяет выявить требования потребителей к дизайну, интерфейсу и контенту.
7 Выбор функционала.
Для каждого шага клиента следует определить функции, с помощью которых он будет реализовываться. В этом списке выделяются наиболее важные и второстепенные опции: первые сразу включаются в тестовую версию продукта, а вторые добавляются по мере его развития.
8 Выбор метода разработки.
Для создания MVP могут использоваться следующие модели:
Lean – внесение коррективов в разработку на основании пользовательских отзывов и повторная проверка полученной версии;
Scrum – разделение работ на циклы, изменение продукта в каждом цикле;
Канбан – решение коррекционных задач по мере их поступления.
9 Проведение тестирования.
MVP необходимо проверять посредством альфа- и бета-тестирования. Альфа проводится внутри самой команды, а бета – уже с реальными пользователями, предоставляющими обратную связь.