В процессе исследования UX одной из наших главных целей является понимание поведения пользователей при посещении веб-сайта или использовании мобильного приложения. В ходе формирования этого понимания можно использовать различные инструменты, такие как пользовательские сценарии, чтобы гарантировать, что предлагаемые решения ставят пользовательские цели в приоритет процесса разработки.

    Что такое пользовательский сценарий?

    Пользовательский сценарий (user scenarios) – представляют собой визуальное повествование о поведении пользователя, основанное на одной персоне, представляющей одного из юзеров веб-сайта или приложения. Каждый сценарий основан на конкретной цели, которую необходимо достичь. Такие сценарии используются в исследованиях UX, чтобы помочь нам визуализировать шаги, которые юзер предпринимает для достижения определенной цели, например, покупка продукта, поиск информации или использование услуги на веб-сайте, в мобильном приложении. US описывает роль пользователя в продукте, его потребность и результат, который он получит, если событие произойдет.

    В сценарии необходимо определить:
    — Цели пользователей. Расскажите, какие цели на самом деле преследуют пользователи при работе с продуктом.
    — Результаты. Опишите, какие действия пользователь может выполнить при работе с продуктом.
    При создании US обычно используют доску с цветными стикерами, для этого можно использовать программы Miro или FigJam, которые систематизируют и упрощают работу внутри команды.

    Зачем нужны пользовательские сценарии?

    1. Проанализировать опыт пользователя
    2. Изучить желания, цели и предпочтения юзеров
    3. US помогает найти самые важные моменты, которые необходимо учесть в ходе разработки UX, чтобы лучше отразить основные побуждения и потребности клиентов

    Типы user stories

    Есть три основных примера пользовательских сценариев, которые можно использовать в исследованиях UX. Эти сценарии различаются в зависимости от уровня визуализируемой информации и ее участия в планах команды на будущее. Эти типы следующие:

    US на основе задач:
    Этот сценарий основан на понимании цели пользователя и шагов, предпринятых для достижения этой цели. Он показывает только шаги, необходимые юзеру для выполнения определенных действий на веб-сайте. Это полезно при создании макета и структуры веб-сайта или мобильного дизайна.

    Проработанные US:
    В дополнение к описанию шагов, этот тип проводит детальный анализ, включая поведения пользователя. Такой сценарий предлагает идеи, которые могут улучшить взаимодействие с пользователем, например, устранение препятствий на сайте.

    Полномасштабные US:
    В дополнение к двум вышеуказанным частям, этот тип является более подробным и включает в себя необходимые шаги для улучшения взаимодействия с пользователем при использовании определенной функции, это может включать в себя создание плана по ее улучшению. Этот тип US чем-то напоминает таск анализ.

    Как применять пользовательские сценарии в исследованиях UX

    В этом примере мы рассмотрим, как использовать пользовательские сценарии на практике, чтобы понять поведение юзера и отразить его в дизайне веб-сайта или мобильного приложения. Во время исследования можно обсуждать нескольких сценариев, которые включают одну или несколько функций в приложениях.

    — Соберите дискуссионную группу

    Наряду с организацией помещения и ресурсов нам необходимо собрать команду, которая будет участвовать в обсуждении. Около пяти участников подходят для того, чтобы обеспечить хорошие результаты и не тратить время на обсуждения. В команду могут входить UX-исследователи, дизайнеры, разработчики и тестировщики, работающие над проектом.

    — Представьте цель сценария

    В начале встречи куратор начинает с представления целей, которые будут обсуждаться во время встречи, чтобы убедиться, что все члены команды понимают, о чем пойдет речь.

    — Начните с первого UX-сценария

    Куратор определяет первый сценарий, который будет обсуждаться, и связанную с ним личность, которая будет использоваться в этом сценарии.

     

    Например:
    Личность: Жанна, 27-летняя студентка с непринужденным вкусом, предпочитает делать покупки в Интернете, чтобы сэкономить время и получить больше разнообразия.
    Цель: Купить для подруги уникальный подарок по доступной цене.

     

    — Визуализируйте шаги UX

    Используйте стикеры для заметок, чтобы написать шаги, которые нужно пройти персонажу, чтобы достичь цели, под каждым шагом добавляйте комментарии

     

    Например:
    Командные комментарии на этапе, такие как отзывы или наблюдения предыдущего клиента. Вопросы и предположения, связанные с этапом и его функциями, такими как отображение продуктов и их расположение на макете.
    Идеи и предложения, которые могут улучшить шаг.

     

    После того, как шаги выполнены, все это размещается на доске и документируется путем фотографирования. Это может помочь поделиться сценарием с другими членами команды, менеджерами и руководителями, которые не смогли присутствовать на сеансе.

    — Повторяйте, пока не закончите

    Составляйте разные сценарии для каждой цели и персонажа, пока не охватите все функции. Для этого может потребоваться более одного обсуждения, чтобы охватить все возможные цели.

    — Получите обратную связь

    После завершения сценариев заинтересованные стороны могут предоставить отзывы, которые могут способствовать улучшению взаимодействия с пользователем при использовании функций веб-сайта или мобильного приложения.
    После получения обратной связи можно провести еще одну встречу, чтобы проанализировать все и изменить сценарий в соответствии с этими отзывами. Затем окончательная версия может быть передана командам дизайнеров, разработчиков для реализации на этапе производства.

    Вывод

    Пользовательский сценарий является одним из простых в использовании и эффективных инструментов исследования UX, который может помочь нам визуализировать пользовательский опыт, чтобы лучше понять поведение юзера и шаги, необходимые для выполнения каждой задачи. Визуализированный сценарий может помочь нам обсудить предложения и комментарии, связанные с каждым шагом, с членами команды, чтобы обсудить возможности его улучшения. Как только сценарий будет улучшен и одобрен, команда дизайнеров и разработчиков получит лучшее представление о том, как воплотить этот опыт в функциональный дизайн-макет.

     

    Автор: Виктор Кравчук