По статистике, около 70% проектов цифровой трансформации не достигают своих целей. Причем неудачи терпят даже лидеры рынков — устойчивые компании, нередко с поддержкой инвесторов за плечами. И, на мой взгляд, одна из главных причин — непонимание самой сути процесса.

    Пандемия дала мощный стимул для перехода компаний в цифру. Однако многие из них до сих пор путают цифровую трансформацию с цифровизацией. Давайте разберемся.

    Под цифровизацией понимается внедрение в бизнесе любых цифровых
    инструментов, будь то облачные хранилища или искусственный интеллект. Это очень важный процесс — именно цифровизация является основой для цифровой трансформации бизнеса, но не эквивалентна ей.

    Дело в том, что цифровая трансформация подразумевает под собой более глубинные изменения на всех уровнях компании: в бизнес-модели, конкретных процессах, культуре, взаимоотношениях с партнерами и клиентами.

    Цифровая трансформация более масштабна — а значит, сложнее в реализации. Именно поэтому большинство проектов не достигают поставленных целей. На мой взгляд, для успешной цифровой трансформации важно наличие трех компонентов.

     

    Изменение бизнес-модели организации

    Использование цифровых инструментов позволяет искать новые источники создания ценности внутри бизнес-модели, чтобы повысить ее эффективность и прибыльность.

     

    Создание цифровых активов

    Не менее важно создавать в компании технологическую основу для цифровой трансформации — сервисы, которые помогут приблизиться к поставленным бизнес-целям и увеличивать капитализацию компании. Сервисы могут быть абсолютно разными: от классических ИТ-решений, таких как ERP или CRM, до уникальных разработок.

     

    Формирование цифровой культуры

    Работа с сотрудниками — один из ключевых этапов цифровой трансформации. Именно они могут привести проект как к успеху, так и к провалу — например, саботируя нововведения. важно вести открытый диалог с командой: объяснять, какие цифровые инициативы будут реализованы и как это скажется на повседневном труде сотрудников, обучать их работе с новыми инструментами. Также необходимо вовлекать команду в процесс изменений, например, предлагая
    открыто высказать свои идеи в области цифровой трансформации и реализуя лучшие из них. Сотрудники, заинтересованные в цифровых преобразованиях, могут стать амбассадорами цифровой трансформации в компании и стимулировать изменения «снизу».

     

    Таким образом, цифровая трансформация бизнеса представляет собой сложный, комплексный проект, который влечет за собой изменения на различных уровнях бизнеса. Именно из-за непонимания этой идеи большинство инициатив проваливается. Для того чтобы проект завершился успехом, необходимо подойти к нему комплексно: с эволюции бизнес-модели, формирования технологической основы для трансформации и развития цифровой культуры.

     

    Автор: Юрий Гизатуллин

    Опубликовано: itspeaker.ru